«Вот такие они, ветераны»
Ветераны, ветераны, наденьте ордена…Это и делает каждый раз при нашей встрече кадровый офицер, полковник Кулаков Александр Яковлевич. А мы не перестаём восхищаться его боевым настроением, выправкой, волей, силой духа, а ведь ему не много немало уже 90 лет.
«Алло! Александр Яковлевич? Это Вас беспокоят ребята 22 школы, 7-А класса, помните?» И слышим в ответ: «А как же, миленькие, всегда помню и жду в гости. А настроение - прекрасное, военное, идём ко дну..!.» и смеётся. Почему так говорит, почему ко дну? Оказывается, так необычно у него в отделении было заведено отвечать, так и говорит и сейчас. Видимо, вложен в эти слова какой-то свой смысл. «А у вас как дела, миленькие?»- интересуется. А мы тоже с юмором отвечаем: «Взлетаем! Идём на посадку».
Мы слышим этот боевой дух, приятно улыбаемся и спешим к нашему любимому Сашке, так он себя называет, когда рассказывает о военных годах. Ведь ему было по документам 17 лет, а на самом деле не больше 15.Его родители подписали сыну лишние два годочка. Вот и гордился этим Сашка, что благодаря этой ошибке, смог пойти на фронт. Мы дружим с ним, стараемся чаще ходить к нему в гости, не просто ходить, а с программой, а он рассказывает о тех ужасных годах войны, даёт нам напутственные слова. Понимаем, что осталось совсем немного лет ему жить, поэтому хотим подбодрить его, поддержать, скрасить его будни.
23 февраля – День защитника Отечества. Мы покупаем красные гвоздики, цветы настоящего мужчины, конфеты, оформляем альбом наших встреч, берём разноцветные шары, готовим мини-концерт и отправляемся на Врачебный, д.4,кВ.1. Нас уже с нетерпением ждут, распахнута дверь, по стойке «Смирно!» стоит Александр Яковлевич, в парадном мундире, увешанном яркими медалями и орденами, с доброй улыбкой, по-детски радостной. Настоящий Защитник. И нам так хочется не только поздравить, но и сделать Сашке приятное, чтобы душа его пела и танцевала, а он чувствовал себя на 17 лет, как тогда, когда находился на поле боя. И нам это удаётся.
Сначала фотосессия. Готовится к ней Александр Яковлевич серьёзно, поправляет мундир, беспокоится, чтобы все медали были видны. Дороги они ему очень. Спрашивает: «Как мне лучше сесть, стать, руки куда положить, улыбаться или быть серьёзным? Не забудьте о самой важной медали «Мы победили». Волнуется. Вопрос за вопросом, кадр за кадром. Это было очень интересно и весело. После пошли обсуждения фотографий, переживает, и мы слышим: «Ой, какой рот у меня, ой, разве я такой старый? Что с моим лицом? Видите, я не могу улыбаться, миленькие, а давайте станем возле окна, нет, давайте сяду в кресло, мои удостоверения со мной должны быть, фото, цветы, шарики...Ну и куда же мы без « боевой подруги» Тамары Ивановны (жена ветерана)? В фотосессии принимаем участие все». Мы искренне улыбаемся, но выполняем все приказания нашего командира. И шумно, и весело, и интересно. Но вот все фото готовы, немного повеселились и погрустили, переходим к концертной программе.
Звучат стихотворения, баллады, песни, даже мини-танец, слёзы сменяются улыбками. Столько восторга, радости. Не хочется уходить. А потом чувственные рассказы о военных буднях, пересматриваем все медали и ордена, удостоверения, не хватает места на диване, о пуле, которая незвано разместилась в бедре правой ноги и беспокоит всю сознательную жизнь ветерана, о молоденькой сестричке, которая спасла ему жизнь. А, главное, напутственные слова: «Знаете, миленькие, желаю вам мирного неба над головой, чтобы никогда не услышали выстрелов, взрывов, чтобы не пришлось пережить вам такого, как пережили мы!» Спрашиваем: «Страшно было на войне?», а в ответ искреннее признание: «Да, очень страшно. Ведь так хотелось жить в юные годы. Так не хотелось умирать. Так больно было смотреть на погибших товарищей, совсем молоденьких парней и девчушек, которым бы жить да жить, учиться да учиться, а девчатам носить не тяжёлые сапоги, а лёгкие платьица и изящные туфельки. Страшно, родные…А как страшно было убивать…Хотя понимали, что это фашисты, но сердце, сердце твердило – это люди…Как живого человека убивать? Закрывал глаза, стиснув зубы, выполнял приказ, ведь за Родину же!»
« Женщина рождена, не для войны, а для того, чтобы был уют в доме и детишки по нему бегали!» - повторял Александр Яковлевич. И слёзы в глазах, а не напыщенное геройство. Вот такие они – ветераны.
Хочется заметить, что в марте 1945 года Александр Яковлевич поступил в Ростовское артиллерийское училище, стал кадровым военным, службу закончил в чине полковника, а на гражданке трудился в техникуме, преподавая военное дело. Его ученик занял первое место в армии, участвуя в военных соревнованиях.
Время быстро летит, и нужно идти домой. Александр Яковлевич обнимает нас, плачет и зовёт снова в гости, говорит, что мы же уже стали родными. А мы подбадриваем его и даём наказ: «Крепиться, держаться и ждать нас 9Мая! В самый яркий и трогательный день 70-летия Великой Победы!» А Александр Яковлевич похлопывает нас по плечу и говорит:
« Это долго 10 лет. НО он постарается дожить до 100 лет». Не можем сдержать улыбку, слёзы…понимаем, что Сашка наш, полковник, плохо слышит, но мы чётко говорим: « До скорой встречи, дорогой наш Ветеран, до очень скорой встречи! А на 100 лет выпьем по 10 граммов фронтовых, мы повзрослеем к тому времени».
Дорогие наши ветераны! Дорогие наши победители, бесстрашные воины! Разрешите обратиться к Вам с самыми искренними пожеланиями и поздравлениями и выразить Вам слова благодарности. Спасибо Вам большое, что Вы были, что Вы есть. Поздравляем Вас с юбилеем, с 70-летием Победы! Желаем Вам крепкого здоровья, бодрого настроения. Мы говорим Вам огромное спасибо за нашу свободную и счастливую жизнь. Мы гордимся Вами и Вашими подвигами, уважаемые завоеватели Победы!
Все весенние цветы - Вам.
Все улыбки – Вам.
Тепло майского солнца – Вам.
Всё для Вас и во имя Вас.
Ведь Победа Ваша для нас.
Мы ждём Вас в гости снова.
Приходите в любой час,
Когда здоровье не помеха,
Когда поговорить охота
И есть, что нам сказать.
Мы всегда Вам рады.
Мы всегда ждём.
Мы всегда с Вами.
"Наши учителя"
«Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой Учитель!»
Мы все в его надёжных руках
Учёный, врач, политик и строитель».
Учитель-это поистине благородная профессия. Учитель - это профессия, которая заслуживает внимания и уважения. Учитель – это самоотверженная, самая важная профессия. Ведь давать знания совсем не просто.
И нам, ученикам, стало интересно, как быть учителем?
Как прекрасно, что в нашей школе есть такая замечательная традиция – День самоуправления, и проходит это мероприятие именно в день самой благородной профессии – День Учителя! Это море эмоций и впечатлений, восторга и радости. В этот день учителя отдыхают от своей работы, принимают самые лучшие поздравления и благодарности, а уроки проводят специально подготовленные ученики, которые целый день доносят знания своим сверстникам.
В этом году школьный праздник проходил 3 октября. Хочу заметить, что все ребята хотели побывать в роли учителя, но это «звание» досталось только ответственным детям. Но ко Дню Учителя готовились все и преподнесли настоящий сюрприз для своих любимых учителей.
С вечера украсили школу шариками, поздравительными газетами, которые ученики приготовили сами, а ребята, занимающиеся в кружке «Проектирование», прикрепили на каждом кабинете яркие, чудесные поздравления педагогам.
Мне и моей подруге Хариной Дарье доверили столь «важное задание» вести урок русского языка, и мы справились с ним на «отлично».Дети умеют играть, и нашу серьёзную игру 5-А класс поддержал замечательно. В конце урока все получили положительные оценки и массу эмоций.
После всех уроков прошёл педсовет, где присутствовали учителя-ученики
и администрация школы, на котором обсуждали итоги пройденного дня. Ребята вели себя как настоящие педагоги. Оказывается, в нашей школе учатся довольно серьёзные и ответственные ученики.
После совета все собрались в уютном зале на праздничный концерт. Ребята исполнили прекрасные песни, интересные стихи, весёлые частушки, были зажигательные танцы и много - много незабываемого. Но самое трогательное поздравление было в конце. Все ученики 11 класса вышли, прочли душевные слова благодарности и подарили каждому учителю по розочке, чем растрогали каждого находящегося в зале. Без слёз счастья не обошлось.
Праздник прошёл на высокой ноте. Учителя остались довольны, а это самое главное!
С праздником, дорогие Учителя!
Фестиваль-конкурс «Радуга талантов»
Каждый год в ЦЭВД города Новочеркасска проводится городской Фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Радуга талантов» с целью возрождения нравственных и культурных ценностей и приобщения учащихся к истокам народной культуры, воспитания гражданственности и патриотизма, развития юных талантов.
Мне посчастливилось принять участие в Открытом Фестивале-конкурсе. Это не первое моё участие. В прошлом году я выступала в номинации «Художественное слово», прошла во второй тур, получила Диплом Лауреата. Не могу передать те минуты счастья, когда держала в руках драгоценную награду. Эта победа вселила в уверенность в себе, желание идти дальше, работать над собой, бороться в следующих конкурсах.
И вот 25 октября 2014 год. Снова Фестиваль…Долго не решалась, волновалась, ведь это так ответственно, но в последнюю минуту отважилась и выступила с прекрасным произведением «Баллада о Матери». Не скрою, когда объявили мой номер, мой выход на сцену, начала немного переживать. Но смогла взять себя в руки и хорошо выступить.Старалась передать все чувства, эмоции, которые пережила сама, прочитав балладу. Хотелось затронуть души сидящих в зале, чтобы слушатели перенеслись в 41 год и прочувствовали ужасы войны, поняли, насколько велика материнская любовь. И мне удалось, я получила 20 баллов из 20.
С нашей школы в конкурсе участвовали Александр Лисовик ( 7-А) в номинации «Хореографическое искусство», Лебедева Алина ( 4- А) и Самойленко Маргарита (8-Б ) в номинации «Вокальное искусство». Все выступили достойно. Вокал девочек не оставил никого равнодушным.
А как задорно и энергично танцевал Саша «Джайв»! Это не удивительно. Ведь он настоящий профессионал своего дела! Пластика танцоров, умение передать ритм музыки, чувства и эмоции с помощью тела завораживали зрителей. Саша набрал 18 баллов, и это прекрасный результат. Горжусь своим одноклассником. Есть стимул подготовить ко второму туру ещё задорнее танец и одержать победу!
В Фестивале - конкурсе принимали участие ученики и других школ города. Сколько юных талантов в нашем родном городе! Ведь не зря конкурс назвали «Радуга талантов». Пять номинаций и в каждой много номеров, исполненных по разным темам. Они пели, танцевали, показывали акробатические номера, читали стихи…. Мне понравился конкурс ведущих программ (в нём – «визитка», реклама и ведение нескольких концертных номеров), где нужно было показать артистичность, взаимосвязь с залом, соответствующий образ.
Как приятно, что наш город Новочеркасск богат такими талантами.
Хочется верить, что все выступавшие справились на отлично и со многими встретимся во втором туре. Ведь все готовились серьёзно, было видно, как репетировали перед выходом, каждый кусочек свободной территории был занят. Все волновались, но смогли преодолеть этот страх.
Желаю побед всем участникам конкурса! А нашим ребятам желаю не скрывать свои таланты, набираться смелости и участвовать в таких конкурсах, показать нашу «Радугу талантов»!
Выборы Атамана школы №22
26 ноября 2014 года на территории школы МБОУСОШ № 22 проходил Большой Казачий Круг. Круг (казачество) — общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. На нем решались вопросы войны и мира, раздел между куренями угодий, о переизбрании сечевой старшины и другие вопросы. Высшая власть у казаков принадлежит Кругу и только Кругу, а в период между Кругами — Атаману.
В зале собрались самые активные и неравнодушные представители каждого класса. Было шумно, но каждый из присутствующих чувствовал за собой большую ответственность, ведь выборы школьного атамана – это важный шаг, атаман выбирается на целый год. И именно от серьёзного решения будет зависеть дальнейшее развитие школьного ученического самоуправления.
Сама процедура голосования проходила по всем казачьим традициям. Отец Сергий прочитал молитву. Помолившись, Недвигин Михаил Петрович объявил об открытии Большого Казачьего Круга.
На ученическом Атаманском Правлении были выбраны 4 достойных кандидата на пост атамана школы. Каждый из этих ребят вел свою предвыборную кампанию. В течение месяца все ученики могли узнать о планах на будущее того или иного кандидата, побеседовать с ними, ближе узнать их отношение к школе и об их личных достижениях. Остались самые стойкие и уважаемые: Киселёв Никита (8-б), Рекутин Кирилл (9-б) и Дроздов Евгений (8-а). Именно эти ребята выступили перед собравшимися в зале школы со своими программами. Учащимся предстояло выбрать из трёх кандидатур самого достойного.
Внимательно выслушали программу каждого кандидата. В зале было шумно, голосующие задавали вопросы. Видно было, как всем хотелось услышать достойные ответы, чтобы выборы были честными и плодотворными.
Открытые выборы приучают детей к честности и порядочности, помогают четко определять свою позицию, не скрывая ее от других.
Первым выступил Дроздов Евгений. Он рассказал о том, что в 2001 году наша школа получила статус «казачья». Евгений хочет организовать систему казачьего круга (решать трудности в школьном коллективе, волнующие вопросы). Хорошая и полезная идея прозвучала в программе, заинтересовавшая, думаю, многих в зале, - завести книгу жалоб и предложений, в которой каждый ученик мог бы подходить и писать о том, что его волнует и что не нравится в системе школьного управления. А потом всё решать на Большом Казачьем Круге и учитывать мнение всех ребят при решении важных школьных вопросов. Евгений сделал большой упор на спортивную работу (он сам занимается греко-римской борьбой).
Рекутин Кирилл предложил создать Казачью дружину, которая следила бы за порядком в школе. А если учащиеся не будут слушаться, то проводить профилактические беседы, сначала индивидуально, а потом выносить этот вопрос на общий суд. Кирилл пообещал, что будет верно служить Вере, Отчизне, Дону.
С интересной программой выступил Киселёв Никита. Он предложил улучшить интерьер нашей школы: озеленить коридоры, чтобы никто не бросал бумажки за батареи, силами старшеклассников отремонтировать мебель в классах, повесить на стены картины.
Наступило время голосования. Избирательная комиссия со всей ответственностью отнеслась к своим обязанностям, никаких снисходительных улыбок, ведь себе выбирают атамана. Интрига сохранялась до времени официального объявления результатов.
По итогам голосования все кандидаты набрали хорошее количество голосов. И лишь три голоса решили судьбу Дроздова Евгения, который набрал 38 баллов, опередив Рекутина Кирилла, набравшего 35 баллов.
Дроздов Евгений был выбран атаманом школы, а Рекутин Кирилл стал первым товарищем. Киселёв Никита будет продолжать работать над вопросами своей программы и готовиться к выборам кошевого школы.
Затем Евгений подошёл к иконе, перекрестился, поцеловала крест, всех поблагодарил за оказанное доверие и получил наказ от старейшин. Не обошлось и без традиционных трёх ударов плетью по спине.
«Это не обычная плетка, - сказал, отвесив положенные символические удары, председатель совета стариков Митькин Игорь Николаевич. С ее помощью мы напутствовали на справедливое правление вновь избранных атаманов казачьих обществ, а теперь такая честь выпала и тебе». Этот традиционный казачий обычай вызвал большое оживление в зале. «Любо!»- громко кричала детвора, радуясь тому, что в казачьей школе все по-взрослому, без поддавков.
После вышли мальцы- казачата. Дмитрий Лушницкий, ученик 4-б класса, зачитал прошение.
Затем сказала своё слово директор школы Симонова Юлия Александровна. Пожелала удачи выбранному Атаману, ведь теперь у неё появилась правая рука. Юлия Александровна отметила серьезный настрой парня, его активную позицию, желание добросовестно работать на благо своей школы и страны и выразила надежду на сотрудничество с новым Атаманским Правлением .
Закончились выборы молитвой. Отец Сергий прочитал «Отче Наш…», все помолились и ещё больше обрели веру в начатое дело. Лично я первый раз в жизни присутствовала на Большом Казачьем Круге. Мне очень всё понравилось, много впечатлений и эмоций . Желаю успехов новому Атаману школы №22! Будь честным и справедливым, сильным, защищай слабых, с гордостью носи звание Атамана и помни, что за тобой стоит вся школа.
«Любо» - юному атаману!
Эхо войны живёт в музее
15 февраля 2015 Россия отметит день памяти воинов-интернационалистов и 26-ю годовщину вывода Советских войск из Афганистана. Для нашей страны это историческая дата, потому что с ней связаны миллионы судеб наших соотечественников.
Накануне этого события, 2 февраля, ученики 7-А и 6-Б классов МБОУ СОШ№22 посетили необычный общественный музей войны в Афганистане и других локальных конфликтов. Там нас встретил руководитель общественной организации ветеранов афганской войны Валерий Иванович Ливинцев. Он рассказал нам много интересного об афганской войне и жителях Афганистана. Валерий Иванович был командиром в Афганистане, в 26 лет уже командовал ротой и сам принимал участие во многих войнах. Ему удалось пройти со своими солдатами через многие бои и почти не потерять людей. Это являлось самой важной задачей – уберечь своих солдат от смерти.
Да, война — самое ужасное, что может быть в жизни человека. Интересный рассказ Валерия Ивановича все слушали с замиранием сердца, мысленно погрузившись в далекие 1979-1989 годы Афганской войны, представляя молодых ребят, которые отважно сражались, а многие и не вернулись домой. Об этом напоминала одна надпись под потолком: «Погибло, защищая Афганистан, более 16 тысяч человек, 20 из них были Новочеркасцы». Среди этих ребят мы нашли фамилии и портреты воинов, которые учились в нашей школе. Это Кисель Пётр, Барков Вячеслав. Они награждены Орденом Красной Звезды посмертно. Их фото висят и у нас в школьном музее. Судьбы ребят оборвались рано, они сражались отважно, не щадя своих сил. На таких ребят нужно равняться. Под портретами погибших бойцов висело очень большое художественное полотно, около 4 метров в длину. На нем нарисованы горы, вертолёты и колонна военных машин. На одной из них хорошо видна двуствольная пушка. Валерий Иванович пояснил, что в одну минуту такая пушка выпускает 600 с «копейками» пуль. Он показал нам один из патронов, он был примерно 6 сантиметров. Нам показали снаряды, оружие, одежду, вещи, которых коснулась война, одежду тех, с которыми воевали. Наши ребята примерили на себя, продемонстрировали бронежилеты. Хочу заметить, что мерили серьёзно, ощущая себя теми бойцами, которые отдали свои жизни не напрасно. Каждый понимал, что память о них живёт в стенах этого музея, в сердцах людей.
В этом же помещении возведена стена, на которой висят фото погибших офицеров, рядовых в Чечне. Каждое обрамлено в рамочку с опалённым листом. На нас смотрели лица отважных воинов, не вернувшихся домой, и у каждого своя история. Здесь же лежит часть памятника, испещренная следами от пуль, голова борца революции Николая Гикало. Её привезли из Чечни, решив, что она должна находиться в России.
Затем мы прошли в следующий зал, где увидели и смогли взять в руки, потрогать мины, пушки, парашют и другие виды военного оружия. В другом конце комнаты висит макет казармы: длинные одноэтажные дома, окруженные забором с колючей проволокой. В углу расположились фото воинов-интернационалистов. На одной из них мы увидели Валерия Ивановича, руководителя музея, молодого и полного сил парня.
Мы узнали, что Афганистан - необычная страна на Среднем Востоке, не имеет выхода к морю. Одна из беднейших стран мира, там мало растительности, везде горы. Климат континентальный. Зимой достигает -25. Дождь идёт очень редко, но иногда из-за гор виднеются тучи, то люди выходят на улицу, чтобы набрать воды на дальнейшую жизнь. Идет очень сильный град, как будто на тебя падает груз весом 2 тонны. Но вскоре появляется солнце, а земля сухая.
Страна нищая. Кроме продуктов на рынке можно купить дрова на развес, чтобы готовить еду и обогреть свой дом. Приходит покупатель и говорит: «Дайте мне, пожалуйста, пару килограммов». Но, несмотря на то, что им не хватало денег, они очень хорошо умели торговаться. Это было источником дохода.
Всего был один врач на 15.000 тысяч человек. Представляете? А ещё было 2% грамотного населения, и как же они могли читать инструкции, карты, правильно излагать свои мысли, более того докладывать информацию своим командирам или товарищам? Это, конечно, необычно, но у каждой страны свои особенности.
В 12 лет девочки были обязаны по правилам выходить замуж - таким образом, их «продавали». После замужества женщины у них ходят с закрытым плотной тканью телом, открыть лицо они могут только на женской половине дома, среди женщин. Мужчина может официально иметь несколько жен. Есть жены постоянные, а есть временные. Временные выполняют все материнские обязанности, могут родить мужу детей, а потом, после окончания «контракта», они оставляют ребенка мужу, а сами уходят обратно к родителям. Можно развестись, но на это есть тоже особый обычай. Считалось оскорблением, спросив у мужчины: « Как жена? Как дети?» За это могли поплатиться жизнью. Оказывается, в Афганистане всё ещё нет того, что есть у нас. Никаких удобств, нет канализации, электричества, одежды, как у нас, такой же еды и многого другого, без чего мы не могли бы прожить.
В 1978 году произошла революция. А в 1979 началась война.
25 декабря 1979 года наши войска вошли в Афганистан. Солдаты жили за колючей проволокой, а за ней было минное поле. Нашим солдатам было очень трудно привыкнуть к таким ужасным условиям. Но все же они смогли помочь Афганистану в этой «Смертельной схватке».
Когда русские уходили из Афганистана, то афганцы провожали их с уважением и даже просили остаться, и больше не воевать.
Уходя из музея, мы заглянули в книгу отзывов и оставили свои слова благодарности руководителю музея Валерию Ивановичу Ливинцеву за интересный рассказ и тем, кто воевал, тем, чья жизнь оборвалась в Афганистане и Чечне. Мы скорбим о них и будем всегда помнить их подвиги.
Харина Дарья, Бондаренко Анастасия, ученицы 7-А класса МБОУ СОШ№22 (Юный корреспондент)